суббота, 14 января 2017 г.

Вопросы о Венгрии

Доброго времени заглянувшим!
На этот пост меня побудила Венгерская конфетка у Светы. Света интересуется, с чем ассоциируется Венгрия, что знаем мы об этой стране.

Я успела пробежаться по ответам некоторых: многие из ответивших родом из постсоветского пространства, а главное - времени, когда Венгрия не была пустым звуком.
Я родилась лишь формально в СССР, фактически же страна перестала существовать к моему рождению. Мы немного разминулись, самую малость, но этой крупицы времени достаточно, чтобы я смутно представляла, где искать на карту загадочную Венгрию и венгров. Да и не помню, чтобы я просто задумывалась о таких странах как Сербия, Румыния, Венгрия, Словакия, непонятной была и Прибалтика.

Впервые, наверное, я столкнулась с венграми на первом курсе юридического, предмет истории государства и права зарубежных стран вещал про Австро-Венгрию и Революцию 1848 года, тогда-то я столкнулась с непонятным языком, пытаясь обнаружить текст Конституции, московская библиотека хранит перевод на немецком, венгерский не доступен обывателю.

Вторичное знакомство пришло пять лет назад, когда мой, нынешний уже, муж рассказал о Будапеште. Спонтанно мы выбрали Венгрию для проживания, практически наобум.
И что я знаю о Венгрии спустя полтора года жизни?
Немногим больше, чем до этого. И чем больше узнаю, тем больше вопросов у меня рождается.

Крыши домов и не шатровые, и не двускатные, с замысловатым поворотом буквой "Г". Почему они такой странной формы? Полагаю, османское наследство.

Венгерская страсть к котлам и колбасам выливается в сезонные распродажи красной посуды и всяких хитрых кухонных приборов для изготовления сосисок в домашних условиях. Чем объяснить трепетное отношение к красной металлической посуде?

Одним из хунгарикумов является паприка. Почему паприка стала народным достоянием? Как эта приправа, родом из Мексики, через османов вошла в их жизнь и стала неотъемлемой частью?

При всем своем национализме (а венгерский национализм я в достоинства пишу) венгры толерантны. Почему они такие националисты? Это без политической окраски вопрос.

И почему им костью в горле цыгане, которые на этой территории всего на пару веков меньше живут?

Как Венгрия остается островом в Европе? Почему не ассимилируются? Они по сути своей азиаты, востока в них куда больше, чем запада.

Удивительная мешанина языков содержится в венгерском. Я люблю пробовать его на вкус, этот язык представляется мне котлом, куда наемные воины бросали все слова, что слышали, порой на слух и неправильно воспроизведенные.

Венгрия аграрна.

Венгры не энтузиасты по натуре, нет стремления изменить, улучшить, упростить. Они напоминают мне Вовку из мультфильма "...и так пойдет!". И поленницы не будет - во дворе сгрузят, и хлама полно, и так, и сяк... русских очень напоминают, только еще безалабернее))
Мы так в посольстве и сказали "близки по менталитету", на что юноша-мадьяр скривил мину, усмехнулся и переспросил "неужели?" с весьма презрительной ноткой в голосе)

Думаю, я буду еще долго пополнять этот список, ведь чем больше я знаю, тем больше понимаю, как мало я знаю.
Света, засчитаешь мои вопросы как знание о стране?))

6 комментариев:

  1. А как же, засчитаю!

    Более того, на некоторые вопросы я могу ответить. ;)

    Красная посуда, как и синяя традиционная ткань с набивным рисунком, связаны с символикой цвета. Красный - цвет свободы, давшейся непросто, цвет свободомыслия, открытости. К тому же считается, что красный отгоняет злых духов. Синий - цвет чистоты помыслом, искренности.

    Про безалаберность соглашусь только частично. Здесь важно, чтобы лицо дома выглядело хорошо и прилично. Те, у кого так не получается, подлежат обсуждению и осуждению. Но поскольку венгры - не австрийцы, на всю свою жизнь терпения навести порядок у них не хватает, потому и лицо дома - короткая сторона, выставленная к улице. А во дворе может быть всякое-разное, и хлам в том числе :) Венгры, как мне кажется, промежуточный вариант между западом и востоком. Кое-в-чём порядок уже есть, а где-то нет и вряд ли будет :)
    Националисты потому, думаю, что они одиноки в этой своей Европе. Полностью изолированы, как культурно, так и в языковом плане, от своих исторических родственников. Вот и цеплялись веками за то, что было именно их, а не пришлым, за самость. Ты ведь знаешь, наверное, что даже язык венгерский на 50% - искусственно создан в 19 веке, когда шло намеренное вытеснение немецкого и латыни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово!

      А когда красная посуда стала в ходу? Не так давно, выходит?
      Про письменность читала, да. Думаю, ситуация схожа с языком/письменностью удмуртов. Про них мне супруг много рассказывает)

      А может приоткроешь завесу тайны, что за таинственные коробочки с едой(?) развозят и на калитку вешают. Соцслужба?

      Удалить
    2. Посуда века с 19 точно, но точнее не скажу.

      Коробочки с едой - это доставка горячих обедов. Очень многие на работе такое используют, или дома, если живут одни. Горячая, простая, но вкусная еда по скромным ценам. Обед из супа, второго и десерта (или салата) стоит примерно 800 форинтов. Меню можно выбрать в пределах 2-3 блюд. Эдакий бизнес-ланч, но домой тоже многие заказывают. Наша соседка, например, одна живёт и готовить не может из-за здоровья. Она по телефону на всю неделю заказывает, и ей привозят в таких вот коробочках.

      Кстати, про цыган. Увы, отношение к ним связано с тем, что большая часть не работает и живёт на пособия. Плюс по официальной статистике, бОльная шасть преступлений страны совершены именно цыганами. Как-то так.

      Удалить
    3. про цыган согласна со Светой. Мы жили в районе, где и цыгане тоже встречались. Очень некрасиво себя ведут в публичных местах, на детских площадках мусор кидают себе под ноги, что раздражало меня особенно. Стояла как то на светофоре на машине, прямо передо мной подбежал цыган к женщине, сорвал цепочку и убежал. Так они зарабатывают, работают из них меньшинство. Еще помню беременная ходила на прием к врачу, в очереди всегда сидели девчонки цыганки лет 15. А потом на улице их видишь в окружении детей, с сигаретой в зубах и откровенной одежде.
      Кстати именно при покупке жилья это один из первых вопросов к продавцу: живут ли поблизости цыгане.
      Есть, конечно, те, кто живут обычной жизнью, работают. У нас был такой рабочий, сам из цыганской семьи, ему мама сама говорила: иди и воруй. А он не стал, сейчас работает с бригадой рабочих.

      Удалить
    4. Лиза, вот таких агрессивных мы в БП встречали, когда квартиру искали. На Келети они продажей сигарет промышляют. А в нашем регионе - шумные, да. Толпой ходят, да; но благожелательные. Работают разнорабочими, уборщиками территории, но живут на пособие, в магазине расплачиваются купонами.
      Ко мне всю беременность с вниманием относились, да и к детям весьма-весьма.
      В госпитале китаянок больше, чем цыганок, а тех, которых я видела, молодыми-то не назовешь, не то что юными)) Приходят с группой поддержки,верно) но видно в крови у них это...и вот в чем вопрос, почему они еще хуже мадьяр ассимилируются?т.е. ну совсем никак не смешивается кровь, не становятся цивилизованными?
      Местные венгры недолюбливают, мягко сказано, считают, что цыгане готовы прибрать к рукам все, что плохо лежит. Но при этом Сашу в автобусе мальчишка-венгр обокрал!
      В целом, я считаю, предвзяты венгры в цыганском вопросе))

      Удалить
    5. Не предвзяты, увы, объективны. :( Даже мой широкий взгляд на народы несколько покорёжился в реальности. Просто в ваших краях их ещё мало. Ты не видела, что происходит на юге и востоке страны. Зато китайцев там почти нет. В роддоме 8 из 10 - цыганки, и по их возрасту не определить, сколько им: все, кто старше 30, выглядят на 50 от бесконечных родов, (за каждого ребёнка платят ежемесячно небольшую сумму до 18-летия ребёнка, вот они и рожают). В день выдачи пособий улицы заполонены цыганами неопрятного вида. Воруют очень много, даже по официальным данным - достаточно посмотреть полицейскую статистику. Если где поселился цыган, считай всё, всех соседей выживут. В Сарваше за 5 лет половину главной улицы они заселили, выгнав буквально прежних жильцов, потому что такое соседство стало невыносимым. С ними постоянно опека воюет насчёт детей (грязь, отсутствие образования, ранние браки). Закон про обязательные садики был принят именно из-за цыган. Они женятся только на своих, смешанные браки крайне редки. Это только то, что я знаю, читала и видела лично, своими глазами.
      Мне подобное отношение всегда было удивительно, потому как венгры изначально ко всем относятся доброжелательно, авансом, так сказать. А потом, своими действиями, ты уже сам либо подтверждаешь, либо опровергаешь этот аванс. И только к цыганам - однозначный негатив.

      Удалить